• Шабалинский край
  • Шабалинский край
  • Шабалинский край
Символика района

Важные ссылки

Сайт Президента России

Официальный сайт Правительства Российской Федерации

Полномочный представитель Президента Российской федерации в Приволжском федеральном округе

Законодательное собрание Кировской области

Правительство Кировской области

Общественная палата Кировской области

Муниципальные образования Кировской области

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Администрация Шабалинского района

Сайт администрации Ленинского городского поселения

Главная Новости Новости района Событие Пречистому Твоему Образу преклоняемся…
Пречистому Твоему Образу преклоняемся… PDF Печать
Рейтинг пользователей: / 48
ХудшийЛучший 
Автор: Administrator   
06.11.2017 11:53

altПречистому Твоему Образу преклоняемся…

Церкви всегда были (и есть) достопримечательностью села или города. Шабалинский край тоже славился своими белокаменными церквями. Правда, волею судеб большинство из них были разрушены или находятся в таковой стадии. Действующие ныне только три - в сёлах Высокораменское, Николаевское и Прокопьевское - старинные и красивейшие по своей архитектуре сооружения. И о них мы немало рассказывали.

Сегодня речь пойдёт о деревянном храме в селе Быстри, что в 70 км от районного центра. Шабалинцы наслышаны о его уникальности. Церковь построена в 1890 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона (1794-1881), который разработал так называемый «русско-византийский стиль» храмового  зодчества. Среди наиболее известных его творений - храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата, Николаевский (теперь Ленинградский) вокзал в Москве и др.alt

По образцовому проекту этого архитектора в 1888 году (через 7 лет после его смерти) началось строительство храма в селе Быстри, рассчитанного на 500 человек. А 11 декабря 1890 года он был освящён в честь Спаса Нерукотворного Образа и передан в ведение Вятской епархии.

В чертёжных документах есть запись: «Деревянная однопрестольная церковь, обитая тёсом. Основной объём в виде неравногранного восьмерика завершен небольшим восьмериком под невысоким шатром, с востока к нему примыкает алтарь, с запада небольшая трапезная с шатровой колокольней. Закрыта в 1930-х годах».

Об этой церкви районная газета тоже писала не раз, дабы обратить внимание властей, Вятской епархии и общественности на один из немногих сохранившихся на вятской земле представителей деревянного зодчества. Много усилий приложил к её спасению уроженец Быстровских мест, художник-живописец Николай Исаков (г. Магнитогорск), который специально для этого создал фонд «Спас».

В последний свой визит (в сентябре этого года) в Шабалинский район епископ Яранский и Лузский Паисий проявил интерес к Быстровской церкви, о которой поведал ему наш батюшка - иеромонах Сергий, настоятель храма Рождества Богородицы. Пожалуй, с его благословения («Разузнайте о её нынешнем состоянии», - сказал архипастырь) о.Сергий и собрал небольшую экспедицию в Быстри.

 

В такую дальнюю поездку поздней осенью (на дворе конец октября, и уже основательно подмораживало) мало, кто отважится. Поэтому смельчаков оказалось немного: Андрей Горелов, певичй храма Рождества Богородицы, Алексей Глушков, в недавнем прошлом руководитель клуба «АКМ», Дмитрий Иванович Чебыкин, водитель редакции, и я, ваш покорный слуга. Конечно, возглавил экспедицию о.Сергий…

В Ключах мы заехали к Сергею Николаевичу Попову, который и показал нам единственный путь - через лесную чащу - к месту переправы в село Быстри.

 Река Ветлуга здесь довольно широкая, метров 50, а может, и больше. Нынче она полноводна, справа из воды торчат сваи - останки разрушенного моста. Мы выгружаем привезённую с собой резиновую лодку, осматриваем местность. Выпавший накануне первый снег чётко разграничил берега и реку. Места здесь холмистые, песчаные, много хвойных деревьев и кустов боярышника. Тихо…

- А вёсла-то забыли!.. – Алексей всплеснул руками.

Замешательство мужчин  было не долгим – из ближнего лесочка принесли доски (коих в округе оказалось немало), пара взмахов топором и вёсла готовы!

На том берегу мы обнаружили ещё одну лодку – деревянную и при ней весло. Но переправа затянулась – течение реки оказалось сильным, лодку сносило, был большой риск перевернуться, и тогда… прощай, наша экспедиция!

Но, слава Богу, мы все благополучно перебрались на берег села Быстри.

Сколько лет здесь не ступала нога человека? Наш проводник Сергей Попов уверяет, что на лето, бывает, кто-то приезжает.

Мы поднимаемся на холм, и перед нами открывается сельская улица: по обе стороны нашего пути деревянные, тронутые временем постройки – дома, бани, хлева…

- Вот здесь была пекарня, - рассказывает наш экскурсовод о бывшей жизни села, - а здесь контора колхоза и почта…

Припорошённые снегом крыши, деревья, оцинкованная ванна, приставленная к стволу берёзы, остов мотороллера, огромные железные бочки под воду (а может, под горючее) – кажется, всё это приготовлено для использования, для жизни. Как будто вот-вот выйдет из дома хозяин за оставленным на улице ведром или другой домашней утварью, и стоп-кадр оживёт и жизнь продолжится. Словно в подтверждение наших ощущений мы увидели в окне горящую лампочку – в  совершенно пустом, с выбитыми стёклами и открытыми дверьми доме горел свет!..

Среди сильного травостоя и зарослей молодых берёзок перед нами вдруг выросли необычные очертания деревянного строения, устремлённого прямо в небо. Вот она, Быстровская церковь!

Увы, здание потеряло свой полноценный облик: полусгившие стены, отошедший от основного сооружения пристрой (должно быть, трапезная)…

Признаюсь, было страшно входить – казалось, задень и порушатся, покатятся брёвна, сложится как карточный домик восьмигранный словно коронованный купол…

Внутри нас ждал ещё более удручающий вид: зияющая дыра в левой части свода, а под ней – позеленевший от сырости и прогнивший до основания пол, с  потолка свисают доски, грозящие вот-вот сорваться прямо на наши головы. Во многих местах отпала штукатурка, стены оголились, видно, что они сделаны из вековых деревьев, скреплённых в углах старинным плотницким способом «ласточкин хвост», сокращающий до минимума потери тепла в местах стыковки брёвен. В овальных окнах давно нет стёкол, лишь кованые почерневшие от времени решётки прочно стоят меж ещё довольно крепких рам…

При детальном рассмотрении становится очевидным, насколько добротно сложен храм, с каким мастерством и любовью выпилены или срублены ли грани стен, крыши, окон, дверей… Последние прочно держатся на кованых, сделанных руками мастеровых кузнецов, петлях – покрытых ржавчиной, но очень надёжных и, думается, они прослужили бы не одну сотню лет…

Слева в притворе – лестница на 25-метровую колокольню с перилами, которые еще помнят руки священнослужителей.

- Не вздумай подниматься – опасно! – в один голос увещевают меня сотоварищи.

Но как же так! Попасть в Быстри и не исследовать храм до брёвнышка, до досочки, до самого недосягаемого его уголка?! Может быть, эти снимки будут последними?!

Я делаю шаг вперёд, ещё… Крутая лестница не издаёт ни единого скрипа. Но чем выше, тем страшнее – от времени и атмосферного воздействия ступени и перекрытия колокольни пугают: где таится опасность? Меня опережает отец Сергий, смело устремляясь вверх. Позади пролёт, второй, третий… И вот мы на самом верху звонницы. Стены исписаны именами «туристов», а может, школяров (перед войной в церкви была расположена школа), впечатляют останки «потолка» - деревянных балок, на которых крепились колокола.

Вид сверху завораживает: церковь построена на вершине холма и с её колокольни видны самый дальний дом, река, и всё, что охватывает человеческий глаз. Недаром колокольня впоследствии использовалась жителями села как пожарная наблюдательная вышка.

Но наступил главный момент нашего путешествия.

В молельной части храма, в её шатровом зале, перед алтарём, сверху которого на нас смотрит единственная сохранившаяся фреска с изображением святой Троицы, совершается чин богослужения.

Отец Сергий, облачившись в праздничную, красного цвета, рясу, выставив на сооруженный нам из подручного материала аналой крест и открыв  требник, начал молебен:

- Пречистому Твоему Образу преклоняется… Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!..

Впервые за многолетнюю опалу храма зазвучали в его сводах слова божественной молитвы. И мы стали свидетелями необычайной акустики, которую сохранила церковь, невзирая на зияющие всюду дыры. Слова батюшки, резонируя в воздухе, оседали в наших душах, задевая их самые заветные струны и слезой выходя наружу… На миг показалось, что храм полон молящихся прихожан, слышны вздохи, шелест одежд и человеческое дыхание…

Молитва просачивалась сквозь стены, поднимаясь ввысь, несясь и кружа над старым храмом, над безлюдным селом, словно напоминая им о некогда счастливых временах бурной жизни своей округи…

Мы с сожалением покидали село Быстри и этот храм – уникальный и восхитительный, который с каждым годом теряет своё изящество и жизненные силы, стойко перенося одиночество и забвение…

И всё же теплится надежда – авось, найдутся меценаты и снизойдёт на них благая весть о спасении храма. Вот бы перевезти его в районный центр и сделать из него памятник деревянного зодчества, чтобы дивились ему шабалинцы и люди заезжие, чтобы он стал главной особинкой не только Шабалинского края, но и всей Вятской земли...

Ольга КАРАЧЁВА.

Фото автора.

 
Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler single Russian women interested in marriage
счетчик посещений