Печать
07.10.2017 18:09

altЕкатерининский тракт отремонтировали

Легенда

Люди, живущие на Шабалинской земле, из поколения в поколение бережно хранят и передают "по наследству" воспоминания от свидания с коронованной особой: «Российская императрица Екатерина II в 1787 году проезжала по территории Черновского округа, где в то время проходил тракт. С той поры стал он именоваться Екатерининским. Начинался тракт от Вологды, затем шел на Никольск - Устюг - Ключи - Черновское - Старицу - Котельнич - Пермь и далее в Сибирь.

Более двух столетий назад проезд царицы по вятской земле считался чудом, сравнимым по своей значимости разве что со вторым пришествием Христа. Весь честной народ готовился к этому событию. На церкви (над алтарем) вмонтировали портрет августейшей особы. По обе стороны дороги высадили молодые березки…

Золоченую карету, запряженную восемью лошадьми, сопровождала вооруженная охрана. Ехала обслуга: врачи, фрейлины, повара. Шли многочисленные повозки с багажом - продуктами, кухонной посудой, одеждой. В с. Ключи гостья чуть-чуть задержалась испить чайку. Крестясь, на   почтительном расстоянии ожидал ее народ. При приближении кареты люди падали ниц. Мужчины снимали головные уборы. Звонили торжественно колокола. В местном храме отслужили молебен за здравие императрицы…»

 

К сожалению, эта легенда не подтверждается историческими данными. В тот год  императрица совершила поездку в Крым. Из семи больших путешествий ее поездка в Вятку и на Урал не значится. А название тракта закрепилось до сих пор.

 Екатерининский тракт прослужил народу 111 лет. Вдоль него высились верстовые столбы, а через каждые 15-20 километров располагались постоялые дворы (Вохомская, Полысаевская, Старицкая, Черновская станции), где командированные чиновники меняли лошадей.

А вот что пишет о «Екатерининском тракте» Нина Петровна Мильчакова в своей книге «История Никольской церкви с. Черновское», вышедшей самиздатом в этом году:

«1837 год. По достижении совершеннолетия цесаревич Александр Николаевич, будущий император, совершил путешествие в Сибирь по «почтовому тракту». У местных жителей впоследствии он получил название «екатерининка», в честь Екатерины I, императрицы и жены Петра I. О поездке Екатерины I по нашему тракту - не более чем легенда. Цесаревич Александр Николаевич выехал из Петербурга 2 мая 1837 года. Кортеж императора пересёк границу Ветлужского уезда через станции: Петрецовскую (с переправой на пароме через реку Вохма), Масленинскую (около с. Луптюг), Дуваловщину (около с.Черновское). Очередная остановка цесаревича на ночлег была (не исключено) на отрезке от Петрецовской до Черновской станции подтверждает источник «Воспоминания о путешествиях высочайших особ. Кострома, 1859 год». В Кирове на старинном здании Ленинского районного суда (бывший дом губернатора) появилась памятная доска: «Здесь проживал с 18 по 21 мая 1837 г. - цесаревич Александр Николаевич (Александр второй)».

В годы царствования Екатерины (1762-1796) тракт был доведён до статуса улучшенной круглогодичной грунтовой дороги с постоянными станциями на всём её протяжении, верстовыми столбами и посадками вдоль её берёзы…»

Наши дни

Дорога в селе Черновском по ул. Кооперативной (где проходил так называемый Екатерининский тракт) – и сейчас одна из центральных, здесь расположены почта, муниципальная пожарная часть, РЭС, магазин, молельный дом. Она также связывает с центром села огромную жилую зону. Вот почему Галина Петровна Головнина, экс-глава Черновского сельского поселения предложила ремонт этой проезжей части (900 метров) в качестве проекта местных инициатив. И люди, понимая значение дороги для села, её поддержали.

А этим летом здесь произведены ремонтные работы, согласно проекту. Сметная стоимость составила 1215850,00 рублей. Из них областная субсидия - 724849 рублей, средства администрации поселения - 331622 руб., спонсоры вложили 94616 руб., население собрало 64763 рубля.

Подрядчиком выступил КОГУП «Вятские автомобильные дороги» Шабалиснкий участок Котельничского ДУ-2.

Какие работы произведены? Дорогу оканавили, выровняли, засыпали песчано-гравийной смесью. Интересно, что при прохождении грейдера из её недр выходили разной величины булыжники - тот самый камень, которым почти 200 лет назад был вымощен тракт. Признаемся, что несколько выкорчеванных валунов мы привезли в редакцию, чтобы впоследствии передать камни с исторического черновского тракта в краеведческий музей.

Отметим, что за ходом ремонтных работ следил нынешний глава поселения В.В. Минин. Вадим Васильевич, кстати, благодарит за проделанную работу по подготовке проекта местных инициатив к реализации Галину Петровну Головнину. Вообще, считает он, благодаря её деятельности и заботе о людях в Черновской стороне самые хорошие дороги в районе. В.В. Минин выражает благодарность и черновлянам - за их инициативность и неравнодушие в деле благоустройства села и поддержку местных инициатив.

Ольга КАРАЧЁВА.

Фото автора.