Печать
16.08.2017 18:36

altАБЗ: история и современность

Главный признак благополучности регионов определяется наличием качественных дорог. При всех нареканиях наш район отнюдь не в конце этого списка. На своих страницах районка регулярно освещает труд дорожных рабочих. Но картина не будет полной, если не сказать о качестве самого асфальта. Итак, нас пригласили на Шабалинский асфальтобетонный завод.

С чего начиналось

За исторической справкой о заводе мы обратились к старейшему работнику дорожного участка Владимиру Леонидовичу Минину. Выяснилось, что до 1986 года дорог с асфальтовым покрытием в районе практически не было. Отдельные небольшие участки пытались асфальтировать производимым полукустарным методом. Был и другой вариант - привозили в вагонах специальный сорт асфальта, так называемый «холодный асфальт», который можно укладывать остывшим. Таким образом была покрыта площадь перед Домом культуры.

 

В мае 1996 года заложили фундамент собственного завода. В то же время началось активное строительство дорог по всем направлениям, во все отдалённые уголки евшего района.

Действующая по сей день установка ДС–158 запущена в 1996 году, и до 1999 года работали сразу два асфальтовых завода. Рекордный показатель производительности для одной установки был зафиксирован в 1996 году, когда за сезон (с 20 апреля по конец октября), было выпущено 40 тысяч тонн смеси.

Сравнивая качество асфальта, который применяли вначале истории с тем, что мы имеем сейчас, Владимир Минин отдаёт предпочтение последнему за счёт увеличенного содержания щебня.

Наши дни

Мой гид Вячеслав Устинов. В должности прораба АБЗ он уже три года и знает о заводе всё. В кабинете мы его не застали: вместе с другими специалистами он чинил вал камнедробильной установки:

- Оборудование устарело, производство тяжёлое, а железу третий десяток. Так что ремонт не заканчивается, постоянно что-то налаживаем, - сетует Вячеслав.

Первое впечатление от завода - да какой это завод! Установка под открытым небом, по своим размерам и внешнему виду напоминает скорее колхозный элеватор, даже меньше его!

Всё, что мы видим, выглядит весьма устаревшим, и вероятно, некоторые узлы работают на пределе. Однако, потрёпанный вид завода, которому больше 20 лет, совершенно не влияет на качество его работы. Образцы асфальта проходят регулярную проверку в лаборатории КОГУП «Вятавтодор» и заслуживают самую высокую оценку.

Наличие жуткого вредоносного смрада, казалось, обязательно для такого рода производства, но и этот стереотип не нашёл подтверждения. На мой взгляд, вред от такого заводика куда меньше, чем от обычной котельной на древесном топливе, кои применяются в нашем районе. Установлена трехступенчатая система очистки дымовых газов, в том числе мокрый пылеуловитель. И, кстати, экологи на АБЗ частые гости, при этом результаты их проверок ни разу не выявили нарушений установленных норм загрязнения окружающей среды.

Расскажем, как делается асфальт, а, выражаясь профессиональным определением, - асфальтобетонная смесь. Уверен, большинство наших читателей имеют смутное представление об этом процессе.

Итак, фронтальный погрузчик К-700 «Кировец» загружает в бункеры щебень разных фракций по отдельности, в другие бункеры поступает речной песок и минеральный порошок (истёртые до пыли камни).

Из них с помощью дозатора с применением конвейерных лент отмеряется заранее запрограммированное оператором количество материала и подаётся на сборочный ленточный конвейер, который доставляет материал в сушильный барабан. Здесь материал подвергается нагреванию (просушке) с помощью горелки, установленной в одном конце барабана и подающей поток пламени в его глубь. Равномерность нагревания достигается благодаря вращению барабана и материала вместе с ним. После окончания просушки материал скапливается в разгрузочной области, на том конце барабана, где находится горелка, и выгружается в элеватор, который поднимает продукт на самый верх и подаёт их в вибросито. Вибрационное сито (вибрационный грохот) разделяет прогретые и просушенные каменные материалы на 4 фракции, которые затем попадают в бункер с 4 отсеками для их кратковременного хранения. Из отсеков бункера горячих материалов отсортированные фракции в заданных пропорциях дозируются в миксер. Сюда же подается разогретый битум.

На данном этапе имеется различие между шабалинским заводом и более современным его собратом. Если в нашем случае подаётся лишь разогретый битум, то в более современных установках используют в каменной смеси порошковые добавки (заполнители). Именно так сейчас производят асфальт, например, в Котельниче. Синтетические добавки призваны сделать покрытие дорог более эластичным и устойчивым к появлению трещин.

Рецепты «асфальтовой кухни»

В настоящее время шабалинский АБЗ варит асфальт по трём различным рецептам. Все они содержат одинаковые ингредиенты, разница лишь в дозировке. Вы спросите, для чего нужны различные рецепты, какой из них лучше, а какой хуже? Да в сущности, большой разницы нет. Весь асфальт имеет примерно одинаковые свойства и показатели, мы же знаем, что качество дорог зависит в меньшей степени от качества асфальта, а главным образом - от толщины его слоя. Каким бы прекрасным не был асфальт, но полотно с толщиной в три сантиметра долго жить не будет.

Единственная разница между марками асфальта, это его податливость при укладке. Если производят ямочный ремонт, нужен асфальт более мягкий и с мелкими фракциями щебня, чтобы рабочие могли с этим материалом управляться  лопатами вручную.

Люди

На АБЗ работают пять человек: оператор Валерий Витальевич Манин, форсунщик Владимир Вячеславович Пасаженников, электрогазосварщик Александр Владимирович Леднев, машинист погрузчика Михаил Степанович Исупов, машинист дробильной установки Сергей Аркадьевич Абрамов

Согласно журналам учёта, в последние годы на заводе производят до тысячи тонн асфальта в месяц. Объёмы не велики, если учесть, что нормальная производительность завода от 32 до 56 тонн в час, в зависимости от влажности материала.

Но это уже совсем другая история, где нужно говорить про отсутствие заказов на строительство для ДУ №43 и про скудность бюджетов...

Александр НЕСВЕТАЕВ.