• Шабалинский край
  • Шабалинский край
  • Шабалинский край
Символика района

Важные ссылки

Сайт Президента России

Официальный сайт Правительства Российской Федерации

Полномочный представитель Президента Российской федерации в Приволжском федеральном округе

Законодательное собрание Кировской области

Правительство Кировской области

Общественная палата Кировской области

Муниципальные образования Кировской области

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Администрация Шабалинского района

Сайт администрации Ленинского городского поселения

Главная Новости Новости района Культура Сокровища духовные храни
PDF Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Автор: Administrator   
06.03.2015 13:20

Сокровища духовные храни

Урок-путешествие в мир книги прошёл в Черновской сельской библиотеке для учащихся 6-7 классов в рамках  Года литературы в России. В своей беседе о книге библиотекари подчёркивали, что книга – могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений и существует гораздо больше, чем книгопечатание.

На протяжении долгих веков она меняла свою форму в зависимости от уровня общественного развития и общественного назначения, а так же от доступных эпохе материалов и техники.

Необходимость передавать какую-либо информацию возникла у людей ещё в глубокой древности, и, пока ещё не был изобретён алфавит, они использовали рисунки на камне и предметы, которые выражали определённые понятия, мысли.

Так изображение антилоп обозначало – «здесь хорошая охота», следы ног – «идти». В качестве объявления войны одно племя посылало другому стрелу или меч. Зелёная ветка означала – «мир».

До современной книги было ещё далеко. Книгу заменяли глиняные таблички, свиток из папируса, берестяная грамота, связка бамбуковых палочек, пальмовые листья.

Привычные нам страницы в книгах появились лишь с изобретением пергамента, который получали из кожи животных. Для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят или ягнят. На один экземпляр Библии, напечатанный в 1452-1455 годах И. Гуттенбергом, потребовалось 170 шкур телят. Большой лист пергамента сгибали, получался «тетрадион», означающий – лист, сложенный вчетверо. К сожалению, пергаментные листы быстро изнашивались, поэтому тетрадионы стали защищать деревянными крышками. Так у книг появился первый переплёт.

Если книга предназначалась богатым людям, то переплёт украшался бархатом, драгоценными камнями, специальными застёжками, уголки крышки делали из серебра или золота.

Папирус был дёшев, но хрупок, пергамент дорог, поэтому во втором веке нашей эры человек придумал новый материал для книг. Им стала бумага, которую в Китае делали уже во втором веке до нашей эры, но изобретателем считается китаец Цай Лунь, который в 105 году нашей эры изготовил бумагу.

Благодаря своим достоинствам и дешевизне, бумажные книги стали вытеснять все прочие. Но до России бумага шла несколько столетий.

Первые книги выходили без указания времени и места издания. Этот недостаток вскоре был устранён с развитием книгопечатания. Важным элементом книги после переплёта стал титульный лист – необходимая часть любого издания. На нём указывается имя и фамилия автора, заглавие, время и место  выпуска книги.

История бережно хранит имена печатников, которые открыли то, без чего не обходится ни одна книга.

Так, например, запятую (до этого были лишь точка и двоеточие) на рубеже пятнадцатого – шестнадцатого веков изобрёл известный венецианский типограф Альд Пануций. Его изобретательному уму принадлежит введение оглавления, облегчившего пользование книгой.

В пятнадцатом веке появился на свет и восклицательный знак. Придумали его братья Вендемин и Иоган да Спира. Они же первыми стали нумеровать страницы своих книг удобными арабскими цифрами.

Каждый из нас знает, как приятно держать в руках хорошо иллюстрированную книгу. Латинское слово «иллюстрация» означает «освещение», «наглядное изображение». Полторы тысячи лет назад в Китае были сделаны первые гравюры на дереве специально для иллюстрирования литературного текста. На Руси рукописные книги художники украшали заставками и миниатюрами, использовали для этого золото, пурпур, киноварь, кармин…

Рассказ библиотекарей иллюстрировался показом фотографий, рисунков, картин из истории возникновения, развития, преображения книги.

Далее дети разыграли небольшую сценку «Две книжки». Потом им была предложена литературная игра «Что я знаю о книжном царстве?» С помощью библиотекарей и классного руководителя Н. В. Мочаловой дети вспоминали пословицы о книге, например: «Книга подобна воде – пробьёт себе дорогу», «Ум без книги, что птица без крыльев».

В стихотворной форме ребята говорили из чего состоит книга. Книги пишет автор, а иллюстрации рисует художник, книги издаются в издательстве. Одна книжка принадлежала аккуратному ученику, другая неряхе. И что же из этого получилось?

Дети сделали вывод, что с книгами нужно обращаться очень бережно.

Далее библиотекари решили проверить, как читают дети и что помнят из прочитанного, хотя бы в разрезе школьной программы.

Ребятам зачитывались отрывки из изученных произведений или наиболее известных. Хочется отметить, к большой нашей радости, что ребята справлялись хорошо со всеми заданиями, что среди наших гостей много любознательных и читающих детей.

И подвели мы итог нашего мероприятия такими строками, обращёнными к юным читателям:

Мой юный друг!

Бери с собой в дорогу

Своих любимых книжкиных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать мир светлей.

Галина АБРАМОВА,

    библиотекарь Черновской сельской библиотеки.

Фотографии автора.

 

 
Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler single Russian women interested in marriage
счетчик посещений