• Шабалинский край
  • Шабалинский край
  • Шабалинский край
Символика района

Важные ссылки

Сайт Президента России

Официальный сайт Правительства Российской Федерации

Полномочный представитель Президента Российской федерации в Приволжском федеральном округе

Законодательное собрание Кировской области

Правительство Кировской области

Общественная палата Кировской области

Муниципальные образования Кировской области

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Администрация Шабалинского района

Сайт администрации Ленинского городского поселения

PDF Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Автор: Administrator   
18.09.2014 16:08

Краеведение

Сказ о малой родине

Малая родина. Для кого-то это глубокие, емкие по смыслу слова. Иной воспринимает их как простое словосочетание, не рождающее в сердце резонанса души. Из каких истоков берет свое начало любовь к малой родине?

Для многих шабалинцев с.Богородское – п. Ленинское – ст. Шабалино - малая родина в единственном лице. За 160 лет существования

районный центр неоднократно менял название, преображал внешний облик. За это время не одно поколение людей ткет полотно истории родного поселка. Пред любознательным взором юных посетителей краеведческого музея, учеников третьих классов Ленинской средней школы (классные руководители: Г.В. Шапкина, С.А. Невзорова), в преддверии празднования юбилея поселка открылись отдельные страницы летописи их малой родины.

С чего начинается Родина?

Малая Родина - место рождения человека – то природное лоно, которое дает нам жизнь. Человек взаимосвязан как со своей матерью, так и с местом своего рождения незримой пуповиной. На протяжении жизни эта взаимосвязь либо крепнет, либо истончается до состояния безжизненного волоска. Незаметно, год от года, в нас формируется не только образ родового, фамильного наследства, но и образ человека, присущий данной местности. Особенность речи (диалект) - наиболее яркая характеристика, определяющая место нашего рождения. Скажем, вятский выговор позволяет нам узнавать друг друга, т.е. своих земляков, где бы мы ни находились. А вот закладывается он в нас с молоком матери, с усладой колыбельной песни, с ее первыми наставлениями и сказками.

Легенда гласит…

Давно это было. Не всякий помнит, что ранее на месте Ленинского шумел вековой дремучий лес. Лишь неизвестная и малопроезжая дорога терялась в лесной глуши, а вместе с ней пропадали редкие путники. Куда уходил их след, никому о том не ведомо. Поговаривали, что леший, да нечистая сила уводили заплутавших в топкие болота, не выпуская их обратно.

Действительно, места наши низкие и болота здесь не редкость. О том даже в исторической хронике Северной железной дороги отмечено: «На всем протяжении железнодорожного полотна от Петербурга до Вятки строительства пути от ст. Поназырево до ст. Свеча было крайне затруднительным из-за большого числа низких мест и заболоченных территорий на этом участке». Возможно, правы краеведы, выражающие мнение, что у Шабалино словообразующее слово «шабаль», что означает кочку на болоте. Как бы там ни было, не будем углубляться в словесные и лесные дебри.

В округе однажды случилось редкое: по Петербургскому тракту, что проходил через село Черновское, гнали политзаключенных на каторгу в Сибирь. В одной из местных деревушек на привале особо сердобольные крестьяне-вятичи торопливо совали ссыльным хлеб. А один из них и вовсе осмелел, подошел к заключенным и стал вести с ними разговор, расспрашивать, что, да как? Заприметил то зоркий жандарм, уточнил имя смельчака и записал в своей книжке: «Аким Душин!» Молвил кто-то из крестьян: «Попался Акимушко!»

Вернулся Аким домой. Чего ждать, когда придут за ним, чтоб отправить его той же дорогой. Аким не раздумывал долго, решительным был от природы. В эту же ночь собрал на обоз свое хозяйство и вместе с семьей отправился в неизвестное…

Долго ли, коротко ли шел Аким, уж теперь никому о том не ведомо. Довелось ему выйти на место, где лесной ручеек протекает, а рядом бережок высоконький. На том бережке небольшая пролесина, а по средине вековое могучее древо стоит. Екнуло сердце у Акимушки: «Место ладное, кто меня здесь сыщет? Лес, да болота чужака не пустят, а свой не навредит». Взял топор, срубил дерево и избу на том месте поставил. Сейчас там административное здание центральной районной больницы находится, что рядом с почтой расположено. А ручей тот по сей день течет, красивый пруд образует, пристанище уток - шабалинской достопримечательности.

Так и потекла жизнь... Кто-то еще рядом построился, соседи появились, да и своя семья расти стала. Крыши новых изб, как грибы в лесу, все чаще появляются. Закипела жизнь, забурлила своим чередом. Аким, да и мужики окружные заповеди отцовы строго соблюдали. Понимали, в чем основа жизни состоит - «Без Бога, не до порога!» О церкви стали мыслить, как без нее, родимой, жизнь верстать? Составили доклад, куда следует, так, мол, и так, желаем храм Божий на своей земле поставить, чтоб молитву творить, Богу поклоняться. Ответ не заставил долго ждать. Получили свыше разрешение на строительство церкви.

Вятский мужик с лесом всегда был на ты. Лес его поил, кормил, место для полей давал, дерево для стройки не жалел. В ответ мужики-то к нему милосердны были: лишнего не срубят, все в дело пустят. С радостной вестью «из центра» взялись дружно за строительство церкви. Каждый свое ремесло знает. Быстро дело ладиться, венец за венцом растет. Стук–постук, вот купол один, вот и второй на свет появился. Церковь - деревянная красавица - уютно разместилась на правом берегу второго ручейка, что рядом протекал (место нынешнего двора кулинарии Шабалинского райПО).

Сентябрьский золотой осенний день 1854 года – день Рождества Богородицы стал днем открытия церкви с приходом во имя Рождества Богородицы. Радовались все, что приход и село будут величаться Богородским. Божья Матерь – Пресвятая Богородица приняла под покров и защиту свою церковь, ее прихожан, жителей села и ближайших деревень.

Вятский мужик неугомонный. Захотел он вновь Бога порадовать - церковь каменную сотворить. Задумал – сделал. И вот она белокаменная пятиглавая величавая Церковь Пресвятой Богородицы в 1880 году встала на месте, где сейчас по программе местных инициатив шабалинцев сквер реставрируется. Колокольный звон церкви гармонизировал своими переливами всю округу. Молитва прихожан наполняла жизнь благочестием.

Большой толчок в развитии села Богородское сыграла железная дорога (начало строительства – 1905 год). К сооружению насыпи и железнодорожного полотна привлекались крестьяне со всех окрестных деревень. Первоначально станция должна была быть в районе деревни Шабалинцы (отсюда и её название – Шабалино). Но ввиду слишком низинной, болотистой местности проект пришлось подкорректировать и перенести станцию на три километра южнее. Появление ветки Кострома-Вятка северной железной дороги активизировала развитие богородского купечества.

Колесо истории

Неотвратимо катится колесо истории. В жизнь села Богородского, как в распахнутую дверь, ворвалась Советская власть. Она крушила старый мир до основания. Церковь Пресвятой Богородицы разрушена. Село Богородское переименовано. Оно вновь получает имя прародителя, правда, не Бога, а революции. Село стало называться - местечко Ленинское, затем рабочий поселок Ленинское, позднее поселок городского типа – пгт Ленинское. Но во все времена внутри района и за его пределами нас величают просто - шабалинцами.

Прошлое помним, в будущее верим!

Знание истории, прошлого своей малой родины, открывает врата в будущее. А наш посёлок с каждым годом молодеет, становиться краше. Наша любовь к нему проявляется повсеместно, даже скептик не может этого не заметить.

Быстро пролетело время встречи с детьми. Заключительный аккорд ее детские признания: «Я люблю Шабалино!». С юбилеем вас, уважаемые шабалинцы!

Людмила ТРИГОНОВА,

директор краеведческого музея.

 
Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler single Russian women interested in marriage
счетчик посещений