• Шабалинский край
  • Шабалинский край
  • Шабалинский край
Символика района

Важные ссылки

Сайт Президента России

Официальный сайт Правительства Российской Федерации

Полномочный представитель Президента Российской федерации в Приволжском федеральном округе

Законодательное собрание Кировской области

Правительство Кировской области

Общественная палата Кировской области

Муниципальные образования Кировской области

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Администрация Шабалинского района

Сайт администрации Ленинского городского поселения

Главная Новости Новости района Культура Театр умер? Да здравствует театр!
Театр умер? Да здравствует театр! PDF Печать
Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 
Автор: Administrator   
28.11.2019 19:41

altТеатр умер? Да здравствует театр!

Подходит к концу очередной год, объявленный Годом театра. Подводя его итоги, вернёмся в то далёкое время, когда мы с удовольствием играли в спектаклях, сами ставили постановки, выискивая из обычных людей способных и талантливых и, так сказать, активно приобщали народ к волшебному миру театрального искусства.

Окунёмся же в ту таинственную и ни с чем несравнимую атмосферу под названием театр! И зрителям, и бывшим актёрам, а их у нас за все годы было немало. Самым известным и постоянным режиссёром, давшим начало жизни театральному кружку или студии, как вам будет угодно, была, конечно же, Зоя Дмитриевна Пыжьянова. На её счету 26 постановок! Она ставила и взрослые спектакли, и детские, и именно благодаря ей самодеятельный театр впервые получил звание народного (в1989 году за спектакль по пьесе Н.Островского «Свои люди, сочтёмся»), а вместе с ним и официальную ставку режиссёра народного театра РДК, которой раньше просто-напросто не было.

 

А в следующем году Зоя Дмитриевна замахнулась на постановку нашумевшей во всём мире пьесы Александра Галича «Звёзды на утреннем небе». Напомню тем зрителям, кто подзабыл, и расскажу тем, кто не знает, что это было время Московской олимпиады 1980 года, а герои пьесы - выселенные за 101-й километр от столицы люди: проститутки, пьяницы, бомжи и другие граждане асоциального образа жизни.

В спектакле были заняты Александр Сивков (в то время следователь прокуратуры), Ольга Буркова (Карачёва, главный редактор «ШК», а тогда библиотекарь районной библиотеки), Людмила Глушкова (товаровед книжного магазина), Людмила Питьёва, Александр Статьёв, Ольга Юдинцева и Марина Плёнкина. Скажу от имени всех актёров, занятых в этом спектакле, что работа над ним была насколько непривычна для всех нас, настолько же и интересна. Обсуждая и споря между собой, мы искали решение и в плане декораций, и в подборе костюмов, а особенно в поисках неизвестных нам доселе образов: ну кто из нас в те годы видел проституток и хотя бы смутно представлял их поведение? Конечно же, доходило до смешного, порой даже до абсурда – нам казалось, что все они обязательно курят (в результате не только сцену, но и зрительный зал заволокло сигаретным дымом). Дымить приходилось и тем, кто был знаком с этим делом, и тем, кому буквально пришлось учиться курить ради спектакля… Самой умелой и заядлой курильщицей показала себя Ольга Буркова, которая никогда в жизни не курила ни до, ни после, но которой, кстати, поверили члены высокого жюри на всероссийском конкурсе самодеятельных театров в г.Северодвинске (вот куда занесло нашу труппу)! Председатель жюри, показывая на Ольгу, так и сказал: «Вот если эта артистка умеет курить, так это сразу видно, а остальным совсем не обязательно было дымить…»

С большими трудностями столкнулись мы и в поисках костюмов, поскольку никто не имел представления о том, как же одевались  лица лёгкого поведения. Купить что-то более менее подходящее для этих ролей мы не имели возможности, в магазинах в то время было шаром покати. В результате Ольге Бурковой сшили платье из двух ярких платков. Получилось нечто танцевальное и даже короче положенного для её героини… Александру Сивкову (он играл человека очень умного, начитанного, но не совсем удобного для советского образа жизни) подобрали фланелевую рубаху, которую он, преодолевая волнение, всё время теребил, и однажды в ожидании партнёрши (той же Ольги, слишком долго прихорашивающейся у зеркала, за кулисами), чуть не оборвал все пуговицы.

Публика принимала «Звёзды на утреннем небе» на ура, с этой постановкой мы побывали во всех сельских Домах культуры района, а также в Свече, но там, к слову, люди не приучены к театру, на спектакли всегда приходило очень мало зрителей.

Вообще, курьёзных ситуаций всегда было много, не обошлось без смехотворных моментов и в постановке классической пьесы «Свои люди, сочтёмся», где среди других актёров играла ныне покойная Валентина Михайловна Глушкова. Так вот: привезла как-то Зоя Дмитриевна Пыжьянова своих артистов в Указну, а там как раз незадолго до спектакля колхозникам выдали зарплату, ну и несколько мужчин успели заскочить до похода в клуб в магазин… Спектакль был в самом разгаре, артисты вдохновенно играли, меняли мизансцены и вели свои диалоги, ну а зрители зачарованно внимали происходящему действу. Но и настроение у мужчин в конце зала к этому моменту поднялось на определённый градус, да настолько, что им захотелось пообщаться между собой, причём громче артистов. И тут Валентина Михайловна посреди постановочной фразы разом скинула с себя образ Аграфены Кондратьевны, вышла на авансцену и грозно посмотрела в сторону расшумевшихся мужиков: «Если вам неинтересно, то мы сейчас соберёмся и уедем!» И как ни в чём ни бывало, вернулась к своей роли и продолжила диалог с Липочкой… Зал сразу притих.

Конечно же, такие моменты навсегда остаются в памяти, и без них, наверное, было бы скучновато. Но случалось и такое, когда режиссёру приходилось мучительно делать выбор – либо отстаивать своё мнение, либо подчиниться абсурдным приказам высокого руководства. Например, в спектакле «Молодожёны» (1987 год) главные герои, которых играли Марина Лежнёва и Андрей Селезнёв, отмечают получение новой квартиры шампанским. Казалось бы, что здесь такого? Но в то время в стране был сухой закон! Зою Дмитриевну после премьеры вызвали в райком партии на пропесочку за пропаганду спиртных напитков и приказали заменить шампанское на газировку…

А однажды фраза из детского спектакля «Сказка про жареных петухов» чуть напрочь не перессорила двух актёров прямо во время спектакля. Одна героиня другой сказочной героине (вторую играла Ирина Татаринова) перепутала текст и сказала: «Это ты с сука свалилась?» (а теперь произнесите это вслух и прочувствуйте, что получается…). Иринка тут же вышла из образа, встала в позу «руки в боки», а её громкий ответ совсем не по роли «это я что ли с…?» (и далее по тексту…) заставил притихнуть весь зал и закулисье. В зале установилась гробовая тишина, а актёры, лопаясь от смеха, едва доиграли мизансцену.

Играть в спектаклях было очень интересно, актёры жертвовали личным временем, приходили на репетиции после работы и в выходные дни. Иногда длительный репетиционный процесс затягивался, и всем не терпелось поскорее выйти на публику. Обычно самым лучшим был премьерный показ, актёры как-то концентрировались, собирались с духом и выдавали всё то, чему научились и что умели. Потом слегка расслаблялись, и второй выход на зрителя становился не таким качественным. За это получали от режиссёра по полной программе, и следующие спектакли шли как по маслу. Зоя Дмитриевна Пыжьянова любила ставить драмы, классику, обращалась и к военной тематике – «Одна берёза знает», «А зори здесь тихие», «Солдатская вдова». Изредка бралась за комедии, одна из её последних работ – «Выходили бабки замуж».

Ну а мы, её последователи и ученики (Ольга Юдинцева, Ольга Карачёва, Светлана Артёменко), успели выдать несколько постановок в самых разных жанрах: очень сложный по драматургии спектакль «Мириам» (актёры Валентина Пузикова, Пётр Онегин, Игорь Устюжанин и др.) и не менее драматичный «Святое дело» с участием Ирины Волжанкиной, Александра Банникова-старшего, Вадима Филиппова, Людмилы Питьёвой.

Очень трудно было раньше отыскать хорошую пьесу, это сейчас с репертуаром нет проблем - открывай интернет и выбирай. Повезло нам как-то натолкнуться на творчество Степана Лобозёрова, по его пьесам получились два замечательных спектакля: «Семейный портрет с посторонним» (Александр Банников-младший, Владимир Романов, Надежда Мочалова, Галина Сивкова, Ирина Романова) и «Караул, огород отнимают!» (Сергей Добровольский, Надежда Устюжанина, Александр Несветаев и другие).

Мы тоже работали и с детьми, и со взрослыми, но чаще выбирали лёгкий, весёлый жанр, включая музыкальный, и одна из наших последних постановок, заставившая зрителей хохотать до упаду, - это «Свадебный переполох» (Елена Ашихмина, Игорь Устюжанин, Вадим Филиппов, Елена Шубина, Ирина Волжанкина, Татьяна Шабалина и др.). Помните, в конце пьесы все герои в результате разборок, какая невеста краше и которой из них принадлежит жених, устроили такую потасовку, что по сцене летали парики, текли потоки воды, а свадебные наряды разрывались в клочья! Но это мы опытным путём довели постановку до нормального просмотра и положенного времени, а вот в самом начале после премьеры (первый спектакль длился всего сорок минут), когда зрители даже не поняли, что уже конец, мы в страхе стояли за кулисами и не знали, что делать. И тут кто-то из артистов произнёс: «Сейчас нас будут бить…»

Последней, кто продолжил театральную деятельность в РДК, стала Елена Шубина - очень талантливая девушка, она вела детскую студию, затем уехала в Киров и там успешно работает с детьми в этом же ключе.

К сожалению, после нас в районе не было театральных коллективов - ни детских, ни взрослых. Звание народного мы подтверждали каждые три года и удерживали его до конца.

Конечно, не всё было гладко, на просмотрах нас ругали, но компетентная комиссия должна была делать замечания. Никто и не обижался, все понимали, что так положено.

Наши артисты не были профессионалами, но играли от души, а мы продолжали работать, находили новых актёров и ставили спектакли - плохо ли, хорошо ли, но у нас были свои благодарные, понимающие зрители, которые засыпали нас цветами и аплодисментами.

А мы... Мы выходили на поклон как настоящие артисты в настоящем театре…

Ольга ЮДИНЦЕВА.

Фото из личного архива артистов театра.

 
Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler single Russian women interested in marriage
счетчик посещений