Говорим и пишем по-русски, или Акция в поддержку Тотального диктанта
Редакция газеты «Шабалинский край» второй год организует акцию «Говорим и пишем по-русски» в поддержку Тотального диктанта. В этот раз мы провели ее совместно с Ленинской школой, директор Т.И. Предеина предоставила нам целый класс для мероприятия. Как и в прошлом году, диктант подготовила и провела учитель русского языка Нина Сергеевна Шуракова.
Проверить свою грамматику осмелился 21 человек (в прошлом году - 30). Текст для диктанта Нина Сергеевна взяла из произведения Чингиза Айтматова «Солдатёнок».
После нескольких вступительных слов «заскрипели» ручки в руках «учеников»…
А когда листочки с выполненным заданием были сданы, учительницу засыпали вопросами, с которыми участники диктанта столкнулись при написании работы. И Нина Сергеевна обстоятельно, словно на уроке, рассказала, в каких случаях запятая ставится перед словом «как», когда мы пишем «также» слитно, а когда раздельно, какие обороты речи всегда выделяются запятыми…
Оглашаем итоги: на «пять» написали четыре человека, на «четыре» и «четыре» с минусом - 13, на «три» - трое, не справился с работой один человек.
Если сравнивать результаты с прошлогодними, то в этот раз работу написали просто замечательно! Может быть, на результат повлиял более простой текст, нежели в прошлом году? Оценки прошлого диктанта были гораздо хуже: всего одна «пятёрка», десять «четвёрок», одна «тройка», остальные написали на «2».
Подводя итоги диктантов, Н.С. Шуракова отмечает, что у шабалинцев наблюдается заинтересованность в проверке своей грамотности, и это радует. Хотя, конечно, нам ещё есть, над чем работать! Так, например, слова «иллюзия» и «артиллерист» пишем с одной буквой «л», а «товарищ» - с мягким знаком, а за неправильное написание наречий «налево», «направо» надо просто расстреливать! И что ещё любопытно - мы очень любим ставить запятые, где только возможно! Например: «Мать наклонилась к сыну, и тихо сказала, что это был его отец. Сердце мальчика, было наполнено, горем». Может быть, читатели уберут ненужные запятые - проверьте себя!
Но писать, как показали наши акции, мы как-то ещё умеем. А говорить?
- Говорим ещё хуже, чем пишем! - уверена Нина Сергеевна. – А именно: менее выразительно, неправильно ставим ударение, наша речь полна слов-паразитов, ненужных междометий, даже путаем падежи! А как произносим числительные: двухтысячнопервый!
- А ещё наша речь малонормированная, - продолжает свой анализ учительница. - Часто с нецензурными словами и диалектными формами (имям, ихний, эдак-то, так-то да…). Порой стыдно за русский язык!
- Нина Сергеевна, что нам нужно предпринять, чтобы мы все говорили и писали правильно?
- Читать! И в первую очередь - писателей-классиков (Толстой, Гоголь, Достоевский, Пушкин и т.д.). Вот где звучит правильная русская речь! Орфография и пунктуация - понятия консервативные, они практически не поддаются изменениям. А вот лексика - да, весьма подвижная часть языка. Меняются социальные явления, понятия, одни предметы уходят из обихода, за ними уходят и слова в разряд устаревших. Знаете, чтение хороших книг позволяет зрительно запоминать написание слов и словосочетаний, отсюда воспитываются и грамотность, и культура речи. А вообще, языком надо мыслить! И всё время практиковаться в нём, подбирая нужные слова и используя синонимы, стараться не только правильно, но и красиво выражать свои мысли. А словари по русскому языку (орфографический, например) должны быть настольными книгами у каждого из нас! И при чтении важно заниматься анализом - а что автор хотел сказать этими словами? Полезно также обращать внимание на интересные авторские обороты речи, на построение фраз…
- Нина Сергеевна, а Ваша настольная книга какая?
- Как я уж сказала, мои любимые книги - словари. А ещё очень люблю Чехова, Лермонтова, Бунина… Я люблю строгий язык - лаконичный, без излишеств. Видимо, он близок моему характеру…
- Нина Сергеевна, а что бы вы вернули в школьную программу по литературе из того, что изучали лет 30-40 назад?
- «Петра I» Алексея Толстого, «Русский лес» Леонида Леонова, подробнее стала бы изучать Бунина, Маяковского (помните «Товарищу Нетте…»?), Тютчева… Вообще, я за большее количество часов литературы. Удивительно, нынешние школьники не представляют себе ту или иную эпоху в истории. Скажем, XIX век: какие выдающиеся люди - мыслители, учёные, писатели и т.д. - жили в это время? Мало, кто ответит (а наши читатели, интересно? - Прим. авт.)… То есть пропадает целостная картина периода, состоящая из достижений в области географии, истории, литературы, искусства и т.д.
- А как вы сами относитесь к идее Тотального диктанта во всём мире, Нина Сергеевна?
- Это замечательная идея! И раз это образовательное мероприятие родилось, значит, у нас есть проблема с русским языком. Следовательно, надо работать над грамматикой и совершенствовать свой родной язык. Поэтому я призываю шабалинцев и дальше принимать участие в акции «Говорим и пишем по-русски!»
От имени наших читателей, участвовавших в акции, благодарим Нину Сергеевну Шуракову за помощь в проведении диктанта. Надеемся, что в следующий раз еще большее количество шабалинцев примут участие в его написании. И ждем ваших предложений по его подготовке и проведению.
Ольга КАРАЧЁВА.
Фото автора.
|